|
|
||
![]() |
Развитие познавательной активности детей в процессе реализации задач образовательного модуля «Эксперименты. Опыты. Исследования»
Каждый дошкольник – маленький исследователь, поэтому исследовательская деятельность наиболее близкий и естественный способ познания окружающего мира.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.
Опыты, эксперименты, всевозможные схемы, модели помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Каким образом следует построить работу, чтобы вызвать познавательную активность детей и поддержать их исследовательскую деятельность? В первую очередь воспитатель сам должен быть увлечен исследованием: ему придется погрузиться в познавательную литературу, найти для себя новые неожиданные сведения, сделать «открытие» для себя. Только в этом случае он может заразить исследовательской активностью своих воспитанников.
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познать, необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду. Насыщение развивающей среды должно происходить совместно при участии воспитателей, родителей и детей. Оформление и оборудование должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Главное при проведении экспериментов - фантазия и наличие необходимых материалов под рукой.
Для этого в группе необходимо создать центр экспериментирования. Это мини-лаборатория, которая укомплектована необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). Дети способны найти ответы на трудные вопросы. Так, например, при исследовании свойства воздуха, перед детьми стоит задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, а затем – это доказать. Применяя опыт «перевернутый стакан», дети узнают, что воздух может давить на предметы с разных сторон. Это называется атмосферным давлением. Много экспериментов можно проводить по исследованию воды. На опытах можно убедиться, что вода – это уникальное вещество на Земле, которое может иметь различные свойства.
Чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не только зрителя, а исследователя. Важно, чтобы он сам не только совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладошках лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения. Суть задачи как раз в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать.
Материал для исследовательской деятельности должен прослеживается во всех центрах группы. Так, например, в центре природы дети выращивают и ухаживают за растениями, имеют возможность наблюдать за тем, какие из них растут быстрее, сравнивать форму и цвет листьев. Чтобы определить условия, необходимые для роста и развития растений, можно провести исследование. Семена гороха поместить их в разные условия, лишая каждую горошинку чего-либо: света, воды, тепла. И сделать выводы: каким образом внешние факторы влияют нарост и развитие растений, а следовательно, и на получение урожая.
Совместно с детьми и родителями можно изготовить макеты. Макетирование можно рассмотреть, как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие возможности. Макеты могут иметь одновременно решать несколько задач:
- Знакомство с условиями жизни, какой–либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и.т.д.).
- Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
- Решение конкретных задач на основе макета.
На основе макета «Вулкан» можно показать детям, как лава переливается из жерла и затапливает окрестности.
При использовании макета «Времена года» можно познакомить или закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Почему меняются времена года, как сменяется день и ночь, на все эти вопросы можно получить ответы, проводя исследования с макетом «Земля».
При использовании ландшафтной макет-карты можно исследовать и изучать территорию родного края: лес, горы, реки, озера и предложить детям заполнить территорию мелкими маркерами пространства: деревьями, животными и т.д. Так же можно изготовить макеты разных местностей (лес-степь – пустыня) и предложить детям карточки с изображениями разных животных. Игру можно провести по типу лото: кто живет в пустыне? Кто живет в лесу. Кто живет в степи. Обсудить, почему для того или иного животного требуется данная местность.
Применяя макет «Наш город» можно проводить экологические занятия, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, посвященные ознакомлению детей со значимостью чистоты улиц города, воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
Информационно-компьютерные технологии так же используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, можно использовать разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.), мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире).
Например, можно исследовать шум водопада. Рассмотреть иллюстрации водопада в книгах, посмотреть видеоролики. Предложить детям провести в игровой форме исследование как «поет водопад», основной целью исследования которого будет показать детям, чем выше водопад, тем он больше шумит (громче «поет»).
При правильной подаче информации и развитии у детей умения перерабатывать поступающую информацию посредством исследовательской деятельности можно добиться следующих результатов:
- сформировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развить у ребенка собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности ребенка путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Поэтому единственно правильный путь, ведущий к познавательной активности детей дошкольного возраста, состоит в применении метода исследовательской деятельности.







