|
|
||
![]() |
Инновационные методы развития речи детей Технология ТРИЗ
Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
Перед педагогами стоит задача по воспитанию детей, обладающих высоким творческим потенциалом, умеющих грамматически правильно оформить свои мысли в речевое высказывание, способного нестандартно мыслить, смело смотреть на окружающий мир. Для этого мы применяем инновационные технологии, которые широко используются и являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования.
Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.
Развитию речи дошкольника при использовании методов ТРИЗ способствует:
- активизация познавательной активности детей;
- создание мотивационных установок для проявления творчества;
- создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами);
- повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.
Необходимо учитывать дидактические принципы, используя элементы ТРИЗ в развитии речи дошкольников:
Принцип свободы выбора — в любом образовательном или управленческом действии ребенку необходимо давать право выбора.
Принцип открытости — необходимо предоставить ребенку возможность работать с заданиями открытого типа, которые не имеют единственно правильного решения. В условиях творческого задания необходимо показать различные способы решения.
Принцип обратной связи — педагог имеет возможность регулярно держать под контролем процесс усвоения умственных операций детьми, так как в новых творческих задачах имеются элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, которая позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Принцип деятельности — в каждое творческое задание необходимо включать практическую деятельность.
Элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь. Когда ребенок задает вопрос, мы можем спросить: «А как ты сам думаешь?», «Давай порассуждаем вместе?». Не давайте ему готовый ответ, дайте подумать. Используя наводящие вопросы, мы подводим ребенка на правильный ответ, который ему удалось самому найти. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.
Для младшего дошкольного возраста педагоги разрабатывают модель для сравнения предметов, основанного на цвете, форме, звуке, вкусе. Воспитатель учит детей различать особенности объектов и сравнивать их с характеристиками других, делая сравнения по какому-либо признаку. В этом заключается метод синектики – приёма прямой аналогии. Поэтапно происходит сравнение предметов по их признакам – здесь уже задействован метод функциональной аналогии. И последним приемом в этом методе применяется эмпатия, то есть отождествление себя с каким-либо объектом. В старшем дошкольном возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно сравнивать. Воспитатель показывает картинку с изображением чего-либо, а затем просит провести сравнение с другими объектами (по цвету, форме и т. д.). Ребенок сам выбирает признаки, по которым проводит сравнение.
Продуктивная деятельность, например, рисование, лепка, аппликация способствует развитию творческой речевой деятельности ребенка, обучению образной речи параллельно с обучением составлению загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его придумывать собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Так, составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сопоставления, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой-что такое же». Старшие дошкольники не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели составления загадки.
В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой. «Сказка наизнанку» -игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Познакомив детей с различными играми методов и приемов ТРИЗ-технологии, мы предлагаем детям аналогичные задания в разных образовательных локациях. Игры ТРИЗ очень интересны детям. Играя в них, они сами, не замечая того, учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие малыши пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.
Применяя метод ТРИЗ-технологии, мы помогаем раскрыть ребятам свое воображение и фантазию, обогатив свой словарный запас и связность речи. Таким образом, использование методов и приемов ТРИЗ-технологии значительно повышают уровень связной речи детей, речь становится богаче, благодаря увеличению словарного запаса. Технология ТРИЗ, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет обучать и воспитывать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
С уважением, воспитатель Попова А.А.







